Когнитивные тренинги для пожилых

Забулдыгина Анна Сергеевна
Забулдыгина Анна Сергеевна Психолог,

когнитивная тенировкаС возрастом у человека физиологически ухудшается память, теряется способность учить что-то новое, падает внимательность и концентрация. При наличии хронических сосудистых заболеваний, низкого уровня физической активности, наследственных предрасполагающих факторов высок риск развития нейродегенеративного заболевания – болезни Альцгеймера, Паркинсона, любого из типов деменции. Эти патологии неизлечимы, поэтому их профилактике и способам замедления прогрессирования учеными уделяется много времени. Одним из таких способов называют когнитивные тренировки.

Что представляют собой когнитивные тренировки

Это задачки на логику, внимательность, скорость мыслительных процессов, память. Они несложные, но для правильного решения даже молодым людям иногда приходится тренироваться. Регулярные умственные тренировки позволяют создавать новые нейронные связи, улучшают трофику мозга, регенерацию нейронов, что предотвращает или замедляет деменцию. 

Важно понимать, что пожилым людям, особенно с уже имеющимися нейродегенеративными нарушениями может быть очень сложно справиться с задачей. Изначально им нужно больше времени на понимание условий, потом – на выполнение. Нельзя торопить пожилого человека. Вначале лучше вообще не выставлять никакие временные рамки выполнения, иначе тренирующийся запаникует и сделает больше ошибок. Достаточно оговорить, что задание должно быть выполнено для того, чтобы окончить тренировку. 

Также важен психологический настрой. Мотивация позволит справиться с возникающими трудностями и не раздражаться, если что-то не получается. Лучше проводить когнитивные тренинги в паре с кем-то. Компания привносит в тренировку элемент игры и позволяет устанавливать теплые отношения. Однако не рекомендуется устраивать соревнования – горечь проигрыша, неспособность решить задачу быстрее оппонента может напрочь отбить охоту тренироваться дальше. 

Какие бывают задания для когнитивных тренингов

Все задания делятся по цели воздействия. Различают задачи таких типов:

  • на развитие логики – классические задачи с условием, в котором рассказаны только косвенные события или результаты произошедших действий. Нужно последовательно восстановить всю цепочку;
  • тренировка внимательности – заключатся, например, в прочтении цветных слов. При этом название цвета не совпадает с цветом слова. Пожилым людям может быть сложно поначалу быстро называть цвета, а не читать сами слова, например, если слово «желтый» написано красным цветом, тренирующийся должен сказать «красный». По мере адаптации скорость выполнения упражнения можно увеличить;
  • одновременная тренировка обоих полушарий мозга – помогает улучшить взаимодействие между полушариями, развивает скорость мышления. Одной из наиболее популярных задач является рисование одновременно двумя руками разных фигур, например, правой шара, а левой – квадрата;
  • стимулирование создания новых нейронных связей –разгадывание новых, непривычных типов головоломок, например, если больной любит сканворды, ему полезно поразгадывать судоку или классические кроссворды и т.д.  

Также тренировать память и когнитивные способности в целом можно изучением новых навыков, языков. Но сложность такого подхода в том, что без активной практики такое занятие становится бесполезным. То, что пожилой человек выучил 100 английских слов, но не применяет их для чтения или разговора, не даст мозгу нужного стимула. Конечно, новые нейронные связи будут образованы, но они быстро разрушатся, как невостребованные.

Пример комплексной когнитивной тренировки

тренинг для пожилыхЛучше проводить тренинг в то время, когда у человека наблюдается высокая мозговая активность в соответствии с циркадными ритмами. У «сов» это время примерно с двух часов дня до десяти вечера, у «жаворонков» – с семи-восьми утра до обеда. За пару часов до тренировки лучше легко перекусить, чтобы голод не отвлекал от занятий. 

Больному на выбор предлагается несколько задач разных направлений. Хорошо, если некоторые из них будут написаны на листах цветной бумаги или разноцветными чернилами. Тренировка обязательно должна включать одно задание на развитие внимания, одно – на логику, одно – на память и воображение. К примеру, вначале предлагается игра на внимательность, где ведущий называет одну часть тела, а показывает на другую. Пожилой человек должен показать названую часть. Также подходит чтение вслух, где очередь читающего передается после определенного, заранее оговоренного слова.

Далее может следовать развитие памяти. Одним из самых популярных упражнений является запоминание видеоряда, числового или словарного ряда без явных ассоциаций между словами. После определенного времени, отведенного на запоминание, пожилой человек должен последовательно рассказать, что он видел и запомнил. Также подходит описание фотографии или картинки после недолгого рассматривания.

После следует развитие моторики и стимулирование работы полушарий. Это рисование одновременно двумя руками или показывание руками разных фигур и т.д. Завершить тренировку полезно медленной короткой прогулкой на свежем воздухе и спокойным отдыхом без прослушивания музыки, чтения или просмотра телевизора.