Реабилитация и восстановление речи после инсульта

Гаврилкина Оксана Сергеевна
Гаврилкина Оксана Сергеевна Главный врач реабилитационного центра "Раменское", врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине,

занятия с логопедомЖизнь постинсультных больных разделяется на этапы, в зависимости от удаленности по времени от приступа. Первый 5 суток называются острейшим периодом. Следующий за ними месяц – острым. Далее до полугода длится ранний восстановительный период, до года – поздний. Следующие несколько лет называются периодом остаточных явлений.

Специалисты считают, что эффективная реабилитация возможно в любом периоде, но наименее затратна по прилагаемым усилиям она именно в первые месяцы после стабилизации пациента. Восстановление всегда должно быть комплексным, с проработкой всех возможных проблем, но с упором на имеющиеся в каждый определенный период нарушения.

Виды расстройств речи при инсульте

При повреждении речевых центров у больного могут наблюдаться 2 вида расстройств – афазия и дизартрия. Афазия характеризуется нарушением воспроизводимой и понимаемой речи, причем как устной, так и письменной. У пациента может наблюдаться частичная афазия с нарушением произношения или понимания чужой речи на слух. А может развиваться тотальная афазия, при которой больной не может произнести внятно даже отдельные слова, не понимает, что ему говорят или показывают на картинках. 

Дизартрия, по сути, является парезом мышц гортани, губ, языка, нижней челюсти. При дизартрии больной все понимает, может читать, писать, но испытывает сложности с произношением.  

Лечение афазии в реабилитационном периоде инсульта

Начинать рекомендуется уже в первую неделю, когда больной еще находится на стационарном лечении. На этом этапе не нужно заставлять человека, перенесшего инсульт, произносить длинные, пространные предложения. С ним нужно как можно больше разговаривать, терпеливо выслушивать, что пытается сказать больной. Не нужно перебивать, подсказывать, торопить пациента. Важно всегда двигаться от простого к сложному. Методика восстановления речи при моторной афазии подразумевает такие этапы:

  • диалог с больным, где пациент в основном слушает, а ухаживающий рассказывает;
  • произношение больным отдельных слов, чаще названий предметов;
  • складывание в уме и произношение простых фраз, например, «хочу пить»;
  • пересказ прочитанного текста. Вначале берется очень простой детский текст, по мере наступления прогресса он усложняется;
  • рассказ-монолог по картинке или на заданную тему;
  • рассказ о прошедшем дне;
  • диалоги. 

В период реабилитации можно применять компьютерные программы, помогающие в восстановлении речи. Больному полезно слушать аудиокниги и пытаться пересказать услышанное. Также не запрещено любое творчество – рисование, попытки пения и т.д.

При сенсорной афазии, когда у больного нарушено восприятие речи, с ним работают, как с ребенком, обучают заново сопоставлять предметы, выполнять действия по названиям. В качестве вспомогательных материалов используются детские кубики, картинки с подписями, иллюстрированные словари. Очень важно не отправлять больного в изоляцию. Для правильного и относительно быстрого восстановления очень важно часто и доброжелательно говорить с пациентом, обсуждать семейные или бытовые вопросы, рассказывать об интересных событиях за день. 

Лечение дизартрии в период реабилитации после инсульта

При этом нарушении очень важно как можно быстрее восстановить нормальную иннервацию мышц речевого аппарата. Для этого используется мягкий массаж лица, горла. Больному показана логопедическая гимнастика, состоящая из простых упражнений:

  • вытягивание губ в трубочку;
  • сворачивание языка;
  • облизывание губ языком справа налево и в обратном направлении;
  • движение нижней челюстью;
  • вытягивание языка вперед;
  • цоканье.

Также очень важна речевая практика. Пациент должен посильно участвовать в семейных беседах, рассказывать о прошедшем дне, каких-либо заинтересовавших его событиях. Ухаживающие люди должны помнить – пациент с дизартрией полностью сохраняет ясность мышления, общаться с ним, как с малопонимающим ребенком не допустимо. 

Для успешной речевой реабилитации очень важно восстановить адекватное кровообращение и нормализовать давление в очаге инсульта. Без лечения ишемии и достаточного насыщения клеток кислородом образование новых нейронных связей, обучение, устранение речевых нарушений не возможно.